Магистральные газопроводы и подземные газовые хранилища (ПХГ) Украины пока непривлекательны для инвесторов, а закон о сдаче в аренду украинской газотранспортной системы (ГТС), который планируют принять в Киеве, будет как раз не мешать, а еще больше способствовать планам «Газпрома» по строительству «Южного потока», заявил член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Сегодня Верховная Рада Украины рассматривает правительственный законопроект, который должен дать кабинету министров право создать оператора газотранспортной системы страны (ГТС), доля активов которого составит не менее 51%, остальные же 49% смогут получить сторонние инвесторы — из США и Евросоюза.
Корольчук считает, что у американских и европейских инвесторов особенно нет повода вкладывать деньги в модернизацию ГТС Украины, поскольку украинская газотранспортная система так и останется в госсобственности.
«К сожалению, принятие законопроекта преследует прежде всего популистскую цель — доказать общественности, что Украина стала на путь евроинтеграции», — высказал свою точку зрения он.
По мнению специалиста, оптимальным решением для ГТС Украины было бы сохранение ее не только в собственности государства, но и в управлении госкомпанией. В этом случае Украина будет продолжать монопольно извлекать доходы от транзита и хранения природного газа. Однако, считает Ковальчук, приватизация ГТС могла бы поспособствовать поиску стратегического инвестора (или группы инвесторов) для ее модернизации, увеличению транзита «голубого топлива» в страны Евросоюза, а также оставила бы за Украиной статус главного транзитера в европейские страны российского газа.
«Но, как говорят, благими намерениями вымощена дорога в ад. Вместо прямой приватизации имущества ГТС правительство Украины в законопроекте предлагает квазиприватизацию, которая замаскирована в виде аренды. Наибольшей проблемой такого предложения правительства является то, что управляющая компания ГТС Украины — компания «Нафтогаз» находится в плачевном финансовом состоянии», — заявил эксперт, который также отметил, что дефицит бюджета украинского газового холдинга «Нафтогаза» составит уже в текущем году примерно 6-7 млрд долларов, а кредитный портфель холдинга уже «зашкалил» за отметку в 9 млрд долларов. С учетом кредитов, которые Украина получила на погашение долга за российское «голубое топливо», сумма увеличится до 11 млрд долларов.
«Это означает, что правительство будет предлагать арендовать компаниям Евросоюза и США проблемную, дефицитную, убыточную компанию, которая по уши в долгах. В таком случае Украина сможет рассчитывать на заниженную цену аренды, которая будет в разы ниже, чем аналогичные цены в Евросоюзе», — говорит Корольчук.
Другое препятствие, которое непременно будут учитывать иностранные компании, когда будут принимать решение по инвестированию в ГТС Украины, — тот факт, что вся ГТС страны «заточена» на «российский фактор», ведь в настоящее время украинскими трубопроводами пользуется только российский «Газпром».
«В подземных хранилищах газ хранит только Украина. Как можно говорить о рыночности и привлекательности этих объектов для европейских или американских компаний, если ими никто не пользуется, кроме России и Украины?» — вопрошает Корольчук, а затем сам отвечает на свой вопрос: Украине никто не может гарантировать транзит топлива до тех пор, пока не будет договоренностей с Россией, а поскольку в украинский законопроект Россия не включена, то в перспективе Киев снова спровоцирует очередную «газовую войну».
Принятие законопроекта в Раде сегодня не решит ключевые задачи, стоящие перед украинской газовой отраслью. Главные из них — гарантии объемов транзита природного газа и закрепление за Украиной статуса транзитного центра Евросоюза. Само собой, несмотря на заверения украинской стороны, будет весьма трудно найти и реального стратегического инвестора, резюмирует эксперт. По его мнению, принятие законопроекта в том виде, в каком он предлагается сегодня, скорее всего, не «даст практического результата», а лишь спровоцирует еще большую решимость российского руководства снизить объемы транзита газа через территорию Украины и сконцентрирует его внимание на разрешение проблемы «Южного потока» — причем всеми возможными способами.
|